Смерть концертов
Внезапная волна ограничений привела к очередной массовой отмене концертов и фестивалей, в том числе заранее согласованных. У меня самого слетела половина тура, но по сравнению с убытками в 96 миллионов у других оргов могу только порадоваться, что остался жив.
Сам я считаю ситуацию обычной манипуляцией со статистикой для реализации политической повестки — уж больно красиво график снижается перед экономическими форумами и спортивными чемпионатами без зрителей, и взлетает сразу после. Все ивенты равны, но просто некоторые равнее, об этом вчера в инсте я написал отдельный рассерженный пост. Коронавирус опасен, с ним надо бороться совместными усилиями. Но сегодня речь пойдёт не об этом. Я до последнего сохранял оптимизм и веру, что всё наладится, но события последних недель — это контрольный в голову всей индустрии. В адекватном виде она уже не восстановится.
Взаимоотношение почти любого бизнеса со своими покупателями основано на доверии. Покупатель знает, что получит услугу надлежащего качества, и поэтому платит за неё деньги. Если качество было плохим, покупатель уйдёт. Индустрия концертов не является исключением, поскольку культура — не базовая жизненная потребность. И доверие к этой индустрии оказалось подорвано, в том числе самим государством.
1. Невозврат денег за билеты
Думаю, многие бывали в ситуации, когда концерт отменялся, а возврат денег за билеты превращался в недели тишины и коммуникационный ад, когда тебя просят писать на пять разных почт, но ни с одной не отвечают. Поясню, почему так происходит:
Когда вы покупаете билет, деньги за него падают не организатору, а билетному оператору. Он аккумулирует выручку, а после мероприятия вычитает комиссию и платит остальное организатору. Если концерт отменился — оператор возвращает деньги покупателям, а организатор не получает ничего. Разумеется, это всё в идеальной системе мира.
В реальности многие билетные операторы позволяли полностью или частично выводить средства до начала концерта. В этом есть логика — организатор должен заранее оплачивать подготовку к концерту, например букать артисту перелёты, делать визу, оплачивать гонорар (обо всём этом я подробно рассказывал в посте про концертную экономику).
Если концерт отменился, то делать возвраты нечем, ведь деньги людей уже потрачены. Это вызывает лютейший баттхёрт, а весь негатив летит именно в организатора, т.к. про схему выше никто не знает. Хоть это и печально, я прекрасно понимаю людей, ведь если бы я купил бракованный телевизор, то не хотел бы разбираться с сервисными центрами, гарантией производителя, а пошёл бы обратно в магазин — просто дайте мне нормальный телевизор, либо верните за него деньги.
В Forest booking мы всегда держим деньги у билетного оператора, не выводя их ни при каких обстоятельствах. Несколько раз я даже платил гонорары артистам из собственных накоплений, хотя денег с билетов хватало вообще на всё. Потому что я знаю, что сгоревшие деньги всегда можно заработать обратно, а репутационные потери от клейма "организатора, который украл" — уже нет. Весной 2020-го мы попали в волшебную ситуацию, когда в России послетали сотни ивентов, и перед билетными операторами повисли десятки тысяч заявок на возвраты. И тут оказалось, что куча организаторов как ни в чём ни бывало выводили и тратили деньги со своих непрошедших мероприятий, ведь билетные операторы нараздавали им авансов. Образовался огромный кассовый разрыв, который заткнули чем? Правильно, нашими деньгами, ведь мы держали их в сохранности! И возвраты с наших отменённых концертов Solar Fields растянулись на много месяцев, хотя мы не вывели себе ни копейки. А чья пострадала репутация? Правильно, тоже наша.
В итоге приобретение билета на концерт можно рассматривать скорее как добровольное пожертвование, чем покупку услуги. Если что отменится — денег можно ждать полгода и в итоге не дождаться совсем, легче просто забить, чтобы сберечь себе нервы. Поэтому люди не спешат их покупать, что ведёт к краху другого института, без которого проведение мероприятия невозможно:
2. Предпродажа
Про её важность я вообще собирался писать отдельный пост, очень жаль, что приходится писать так скомкано.
Предпродажа — это голосование рублём, чтобы заранее оценить интерес публики к артисту. В западных странах, где у людей больше лишних денег, рынок развит и спрос на концерты большой, есть культура предварительной покупки билета. Вы наверняка видели новости что какие-то концерты или фестивали продаются за год до начала — это оно и есть.
В России график скорее выглядит вот так:
Если я даю анонс за 4 месяца до начала, и планирую продать 1000 билетов, но за 2 месяца продаю только 100, у меня нет понимания в чём дело — не угадал со спросом, или просто народ не торопится покупать билеты? Легче и дешевле такой концерт отменить, чем идти до конца и иметь все шансы влететь по-взрослому. Подавляющее большинство отмен, которые вы видели в до-коронавирусную эпоху происходили именно из-за плохой предпродажи, что бы там не было написано в официальном анонсе. Редкий организатор публично признается, что обосрался с рекламой или неправильно оценил сборы, но если билеты куплены и деньги заработаны, то вариант "не отменять" всегда придумается.
Посетителей, которые не спешат покупать билеты заранее, тоже можно понять (см. пункт 1), а в свете последних событий с решением вообще лучше повременить вплоть до открытия дверей в клуб.
3. Административный беспредел
Я ничего не понимаю в эпидемиологии, но хорошо понимаю в управлении. Поэтому моё мнение об эффективности и профессионализме людей из разных администраций не очень высокое — если план заключается в том, чтобы реагировать на происходящие в данный момент события, это означает что на самом деле плана нет и никогда не было. Это как законодательно запрещать огонь, когда уже горят леса, вместо того, чтобы разрабатывать эффективную систему предупреждения и тушения пожаров.
Моя работа это массовые мероприятия. На них действительно активно распространяется вирус и моя задача — предотвратить это. Я бы смог законсервировать бизнес, найти другую работу и открыться через 2-3 года, если бы попросили и создали для этого условия. Но запроса нет, и компенсаций нет. Мне не запрещают работать. Но и не разрешают. Сегодня можно, завтра нельзя, можно, можно, нельзя, можно, нельзя, нельзя, можно, нельзя. Мы планируем концерты за 8 - 12 месяцев, и максимум, что можем сделать — на полчаса сдвинуть выход артиста на сцену. Всё.
Есть ПЦР тестирование, есть аж 3 вакцины, но они настолько крутые и эффективные, что мы почему-то до сих пор не можем пускать по ним на мероприятия.
Игроков побольше обязали согласовывать все мероприятия в администрации по созданному ими же регламенту. А потом начали отзывать УЖЕ ОДОБРЕННЫЕ ЗАЯВКИ, ссылаясь что в городе проводятся другие мероприятия.
Сейчас даже если артист физически стоит на сцене и чекается, это не означает, что его концерт состоится.
Есть лёгкое подозрение, что в будущем это станет новым инструментом давления на бизнес и контроля концертов неугодных исполнителей.
4. Падение доходов
Про этот пункт особо и писать ничего не надо, реальные доходы граждан в общем срезе у нас в стране только падают. Культура — не базовая жизненная потребность, и с уменьшением количества свободных денег люди будут более сдержанны в тратах на необязательное.
Грустный итог
Когда коричневый маховик стал раскручиваться в начале 2020-го, мне было понятно, что минимум год будет полная жопа, но потом разработается какой-то регламент, с которым криво-косо можно будет привозить артистов. Сейчас эта надежда исчезла.
У посетителя концерта в целом снижаются доходы, и он походит к тратам осторожнее. Опа, любимый артист приезжает! Купит ли человек билет? Непонятно, кругом одни отмены, и Агроном ещё настрочил постов, что в индустрии полная жопа, страшное дело! Скорее всего подождёт до даты проведения. Я, как промоутер, увижу кислую предпродажу и, скорее всего, отменю сам. А если даже продам билеты, то не буду уверен, что смогу всё провести, ведь слово государства не стоит трёх копеек — согласованный ими же концерт может быть в любое время отменён. Попрошу сделать возврат денег людям — они будут ждать несколько месяцев, и потом ничего у меня не купят, моя репутация в их глазах будет испорчена, хотя я сделал всё правильно и не взял ни рубля, поставив на кон собственные средства.
Потребительские привычки меняются не сразу, но у меня есть внутреннее ощущение, что эта перемена в российском обществе уже произошла. Покупка билета на концерт рассматривается как донат в пустоту, который не спешат делать. Люди стали покупать меньше билетов, приоритезировать другие траты, это видно по продажам. Они же не дураки, какую рекламу ни показывай. Сама индустрия в глазах властей стоит где-то сбоку, и даже немного маргинализируется, мол из-за нашей громкой музыки сейчас все бабушки умрут. На неё не распространяются стандартные логичные правила, действующие для похожих сфер. Конечно, это только если твоё мероприятие не организовано самими властями, потому что там вирусов быть не может.
Вера в концерты исчезает.
Логичный вопрос — а надо ли оно тогда? Мне нравится заниматься бизнесом, работать по 12 часов в графике 7/0 и решать большие сложные задачи. Меня кошмарят налоговая, валютный контроль, РАО, я рискую кучей собственных денег, потому что это внутренне мой движ. Но стоит ли заниматься бизнесом в секторе, который агонизирует, или в стране, которая неумело забивает гвозди прямо мне в башку? Ответа на этот вопрос пока нет.
Поживём, увидим.
Мой канал: https://t.me/alexanderagri