Музыка и искусство
March 22, 2020

Отмены концертов

Среди читателей этого поста будут специалисты из самых разных областей — IT, ритейл, транспорт, финансы, логистика, туризм, инженерное дело, фотография и ещё куча всего. Каждая работает по-своему, имеет особенности и узкие места. Из-за общего падения спроса на всё, рано или поздно, экономический спад может дойти и до вас, а пока я попытаюсь объяснить, насколько неожиданно и разрушающе это может быть на примере общей вещи, механизм которой мы все можем понять: спорт.

Например, вы занимаетесь спортом — ходите в зал раз в неделю, иногда бегаете, зимой катаетесь на сноуборде. Сегодня вы приходите домой, открываете новости, а там какой-нибудь условный мэр, или министр, или любая другая говорящая голова из правительства говорит простую фразу: «С 20:00 завтрашнего дня весь спорт в России запрещён». На следующий день все спортзалы, бассейны, горнолыжные курорты, аквапарки, батуты, столики для пин-понга и роллердромы в стране закрываются. Вы идёте на спортплощадку во дворе, чтобы хотя бы поподтягиваться, она опечатана, за нарушение штраф. Идёте гулять с ребенком в парк, вас тормозит мент — бегать это тоже спорт. Вы спрашиваете «а что же тогда делать?», он отвечает: «гражданин, отжимайтесь дома».

Через пару недель, когда проходит шок, начинается эффект домино. Все магазины спортивной одежды и инвентаря закрываются, их продажи упали на 90%. За ними начнут просаживаться транспортные компании, за ними производители. Подрядчики, которые должны были работать на Чемпионатах России по Всему На Свете или на Олимпийских Играх, поняли, что остались без основных клиентов. Это могут быть строители, декораторы, художники, производители одежды, специальности, на первый взгляд вообще не связанные со спортом. До бизнесов начнёт доходить, что это не шутка, и запрет не исчезнет в ближайшее время. Они возьмут в руки калькуляторы и начнут считать. Подавляющее большинство поймёт, что не сможет держать сотрудников и вхолостую платить им зарплату, надеясь на лучший исход — это убьёт компанию. Начнутся увольнения. Многие насчитают, что не выживут и без сотрудников, после чего просто закроются.

Какая будет ваша первая реакция на такую новость? Наверное что-то в духе «дед, ты что, совсем рехнулся? забыл принять таблетки?». Это кажется диким, иррациональным, беспрецедентным. Такого никогда не происходило и не может произойти со спортом. Однако это произошло, в другой области, с которой тоже знакомы все, но не так хорошо понимают внутреннее устройство — с культурой.

Запрет на проведение массовых мероприятий по факту снёс всю индустрию, ведь культура не живёт без зрителя. Как будто в нашу комнату закинули гранату и подпёрли дверь. Конечно, запрет затронул вообще все мероприятия, но в этом посте я коснусь только того, в чём понимаю — концертов. А в них досталось абсолютно всем.

Туры всех артистов в Европе и России были отменены. Организованы они были по-разному, но конечно в первую очередь пострадали артисты, которые вложились в покупку оборудования, найм персонала, купили часть авиабилетов, вхолостую напечатали мерч. Многие были вынуждены за конские бабки экстренно вернуться домой, чтобы успеть проскочить до закрытия родных границ.

Любопытная история произошла с одной sludge-metal группой из штатов, которые должны были отыграть в СНГ. Они прилетели в Киев (с которого начинался тур), промоутеры встретили их и заселили в отель. Вечером в Америке (глубокой ночью по киевскому времени) Дональд Трамп объявил, что границы США закрываются через двое суток. О том, что это ограничение не касается американских граждан, возвращающихся на родину, он упомянуть забыл. Когда на следующий день (день концерта), промоутеры пришли к отелю забирать группу на саундчек, они обнаружили пустые комнаты и письмо от менеджера с извинениями: артисты запаниковали и не разбирая сумок улетели домой той же ночью. Ситуация, в которой не виноват никто, но ахуели все.

Но основной минус у артистов (да и вообще у всех игроков индустрии) это не прямые потери (когда ты купил авиабилет, а он сгорел), а неполученная прибыль. Её часто отодвигают в сторону, но это именно те деньги, которые позволяют планировать будущее проекта, платить зарплаты и прочее. Например, артист потратил на тур 10k$, а гонорарами планировал получить 100k$, то есть вместо плюса в 90 он оказывается в минусе на 100. Пример: австралийские хардкорщики Deez Nuts, которые прямо написали, что въебались настолько, что без поддержки фэнов попросту не смогут продолжать и прекратят своё существование.

Следом за артистами легли промоутеры: если концерта нет, то и денег с билетов тоже. Многие траты, совершённые на этапе подготовки, являются невозвратными — виза, перелеты, рекламные бюджеты и много чего ещё. Сколько потеряли коллеги, везущие ААА артистов со стадионными турами, даже думать не хочется, в дрожь бросает.

Площадки опустели. По пункту форс-мажора (а пандемия это он и есть) в договоре какую-то часть предоплат придётся вернуть, какую-то перенести на потом. Но можно сказать, что сейчас они все по факту закрылись, ведь если даже вместо концерта поставить корпоратив или модный показ — это всё равно массовое мероприятие, нельзя. Средняя площадка в Москве стоит 120к рублей, за средний концерт с бара прилетает, допустим, 300к рублей. Можете сесть и посчитать, сколько убытков в виде неполученной прибыли набежит за месяц простоя. А за два? И это при том, что аренду собственник здания точно не отменит, и орава персонала никуда не денется. Сразу вспомнятся все, кто не устроен по ТК, и начнутся сокращения.

злободневное от коллег из Grains of Sand booking

Правительство РФ бьёт себя пяткой в грудь, обещая принять все меры, вплоть до компенсации убытков транспортных и туристических компаний. Концерты, понятное дело, для всех дело десятое (хотя мне, например, непонятно, почему туризм вдруг лучше культуры), да мы и не особо надеялись. Народ пишет петиции, чтобы добиться хотя бы самой простой меры — налоговых каникул, следим за сюжетом. Чтобы вкратце понять отношение государств к проблемам малого бизнеса, рекомендую к прочтению пост от коллег из SILA SVETA, у которых по офису в России и в США, там всё как на ладони.

Концертная индустрия пребывает в контузии, и самое страшное не в том, что дяди в пиджаках забрали у нас игрушки, некоторые меры вполне оправданы, а то, что абсолютно непонятно, когда и чем это всё закончится. Представьте, что вы занимались чем-то много лет, программированием, маркетингом, без разницы. И за неделю это в принципе перестаёт существовать, вместе со всеми смежными областями. Весь ваш опыт больше некуда применить. Тут страшны не столько финансовые потери, а именно понимание, насколько на самом деле иллюзорно то, кто ты такой. Не желаю никому испытать это чувство, не думал, что когда-нибудь увижу настоящего «чёрного лебедя» так близко.

Как сам?

Моя ситуация похожа на то, как будто из-за линии горизонта в лицо медленно летел кирпич, а я всё всматривался и всматривался вдаль, гадая, кирпич это, или нет. И осознание «да, всё таки это кирпич» пришло в голову за долю секунды до того, как он со всей дури треснул мне по лицу.

Весь 2019 год я потратил на укрепление связей с Китаем, поскольку считаю его многообещающим направлением уже на среднесрочной песпективе. Нашли партнеров, заключили договоры, я слетал на тестовый проект в Шанхай, мы пожали руки, наметили планы на будущее. В начале января 2020-го начали появляться новости про вирус в Ухани, в рабочих чатах в WeChat началось нездоровое копошение. Но я только смеялся над его названием. Потом Ухань закрыли. Потом отменился первый китайский проект. Потом второй. Перестала приходить даже электронная почта. Когда первые случаи заражения начали фиксировать в Европе, я перестал смеяться. Почти каждое утро начиналось с того, что я открывал ноутбук и читал имейлы, что какой-то из наших проектов замораживается на неопределённое время, или знакомый артист отменяет тур. И даже после первых зараженных в России, я просто сидел, до последнего не веря, что всё схлопнется.

Короче говоря, я видел ситуацию и возможные последствия с самого начала, но ничего не сделал, потому что просто не понимал, на что смотрю. Да и сделать было ничего нельзя, это абсолютный форс мажор. По счастливой случайности я настолько зажевался и устал на проектах осенью 2019, что не успел нормально забукать весну 2020-го, из-за чего ребята в Форесте даже смотрели на меня косо. Сейчас этот «косяк» стал божественным спасением. Если вы когда-нибудь видели видос, как мужик застревает на железнодорожном переезде, в последнюю секунду выпрыгивает из машины, а поезд на огромной скорости сносит его корыто, этот мужик — Forest booking. По факту, кирпич ударил 2 раза, потому что мы работаем только с зарубежными артистами, сначала врезало запретом мероприятий, а потом ещё и отменой международного авиасообщения. Но сознание мы не потеряли.

Как помочь

Артистам:

  • Стримить. Все площадки расчитываются с правообладателями плоской фиксой за каждый стрим. Например, для Spotify это $0,0032, для Apple Music $0,0056. Независимые артисты получат эти деньги напрямую, без вычета лейбла. Можете поставить телефон на беззвучный, подключиться к вай фаю и всю ночь гонять на повторе какой-нибудь альбом.
  • Покупать цифровые релизы и мерч. Как правило, эти деньги тоже идут ребятам напрямую. Самый крупный сервис по цифровым продажам Bandcamp недавно назначил специальный день, отменив собственную комиссию, и все деньги напрямую шли артистам. Это крутой пиар-ход для площадки и реальная помощь.
  • Донаты. Если артист оказался в трудной ситуации, то скорее всего разместит в соцсетях информацию об этом. Это могут быть просто донаты, может быть просьба купить со скидкой мерч, напечатанный в тур (футболки с датами тура всегда плохо продаются, когда тур окончен/отменён).

К сожалению, вся ситуация с вирусом также активировала армию лодырей, кричащих на фейсбуках просьбами купить их посредственные перделки. Так что помогай да проверяй, ну вы поняли.

Промоутерам:

Не сдавать купленные билеты. В этом случае деньги замораживаются на стороне билетного оператора, и их можно вывести после следующего успешного концерта. Даже если именно ваш артист отменился без переноса даты и вам предлагают сходить на любого другого по старому билету — соглашайтесь. Для промоутера это возможность сохранить хотя бы часть средств и продолжить свою деятельность. По факту, таким образом вы вкладываетесь в будущие интересные привозы, о которых ещё не знаете.

меры, к которым никто не готов

Мне:

Как бы странно это ни звучало, но мне помогать не надо. На весну 2020 у нас был запланирован только один привоз, швед Solar Fields, и вроде как после нескольких кульбитов у меня получилось минимизировать общий финансовый ущерб до вменяемых величин. До осени мы как-нибудь протянем на макарошках, но если вы купите билеты на следующий анонсированный нами привоз (правда хз когда это случится), психологически нам очень полегчает. Если что изменится — дам знать ;)

Однако, прежде чем бросаться грудью на амбразуру и помогать всем подряд, помните: экономическая ударная волна, возможно, ещё не дошла до вашего поля деятельности, каким бы оно ни было. А когда дойдёт, вы должны быть финансово к ней готовы.

Слушайте музыку, берегите себя, поддерживайте друг друга и любимых артистов. Надеюсь, увидимся на любых концертах в самое ближайшее время!


Ну и подписывайтесь на канал, конечно: http://t.me/alexanderagri